Юань Чжунлан
Книга цветов[1]
Перевод В. В. Малявина
Среди цветов сливы самые красивые — те, у которых двойная чашечка, отливающая зеленью, изящные листочки,
похожие на бабочек из яшмы, и лепестки — точно нежный шелк. Среди пионов лучшие — из сорта “Танцующий львенок”:
цветок пастельный, листья — яшмовые бабочки, семена — как Желтый Павильон.
Среди белых пионов на первом месте те, кто сохраняют свою драгоценную бахрому цвета царского золота и
распространяют вокруг себя изысканный аромат.
Среди цветов граната — это те, которые отливают багрянцем и имеют два покрова.
Среди лотосов лучше всех те, у которых покров цвета белой яшмы. Среди цветов резеды лучшие — это те,
у которых шар темнеет позже всего. Среди хризантем всех прекраснее те, у которых лепестки — как разноцветные перья цапли.
А среди новогодних пионов лучший — это “Благоуханный музыкальный камень”.
если интересноПодбирая из цветов букет, нельзя делать его ни слишком пышным, ни слишком скудным.
Лучше всего использовать два-три, редко больше стеблей. Высота и положение побегов должны быть такими же,
как их изображают на картинах. Цветы следует помещать в вазу так, чтобы был виден изящный вкус;
надобно избегать симметрии, однообразна или пестроты; не связывайте стебли ниткой.
Гармония же в составлении букетов воистину достигается как бы отсутствием единства и порядка,
ненарочитостью и легкостью композиций, подобных стихам Ли Бо, свободных от уставов и правил.
Если же ветви составляют какую-то правильную фигуру, а цветы уж слишком строго подчинены правилам сочетания,
то это будет похоже на сад в городской управе или цветник на кладбище. Как же узреть в сем истинное согласие?
Цветам приличествует все естественное. Пусть рядом будет маленький столик и тростниковая постель.
Пусть столик будет непритязательным и изящным, а дерево для его изготовления лучше взять поблизости.
Не нужна пышная мебель — столы, покрытые дорогими лаками, кровати, инкрустированные перламутром и золотом,
или расписанные причудливыми узорами подставки для цветочных ваз.
Близ цветов не курят благовоний, подобно тому, как в чай не кладут фруктов. Делают же так для того,
чтобы сохранить подлинный аромат чая и цветов.
Только невежественный и невоспитанный человек готов ради острой приправы погубить природное благоухание.
А кроме того, цветы, окуриваемые благовонным дымом, быстро увядают. Поистине, благовонный дым — убийца цветов.
Цветы имеют своих спутников, подобно тому, как императрицы имеют своих дам свиты, а знатные дамы — служанок.
И, поистине, когда щедрое солнце вышивает в полях и на горных склонах восхитительные красоты цветочных ковров,
творческая сила Небес, рождающая облака и вызывающая дожди, не менее обильна и в спутниках благородный цветов.
Цветок сливы имеет своими спутниками цветы магнолии и камелии. Пиону угодны шиповник, роза и боярышник.
Для белого пиона лучшие спутники — цветы мака и альтея. Цветам граната подходят пурпурный мирт, ноготки, гибискус.
Спутники лотоса — тубероза и цветы волчьей ягоды с гор. Спутник резеды — гибискус. Хризантеме сопутствует бегония.
А цветы новогоднего пиона имеют своим спутниками нарциссы.
Из всех этих спутников каждый имеет свое время цветения. Есть среди них и свой ранжир, определяющий,
какой из этих цветов ярче и бледнее, изящнее или грубее. Так, цветок нарцисса — самый воздушный и телом и душой.
Цветы камелии — вся грация и свежесть. Цветы волчьей ягоды испускают самый густой аромат.
Цветы гибискуса — сама пышность. Цветы яблони — словно игривая девица, желающая нравиться всем.
Цветы горной волчьей ягоды навевают думы о чистоте и уединении, а их фиолетовый цвет — само воплощение скромности.
Тубероза — это целомудренная бедность, а бегония — безмятежная радость.
Поистине, невозможно исчерпать все свойства цветов вокруг нас.
Почитанию цветов более всего благоприятствует чай, за ним следует тихая беседа. А наихудший тому спутник — вино.
Хотя чарка доброго вина приятнее нашим желудкам, чем чашка чаю, душа цветов чурается всего пошлого и грубого.
Лучше довольствоваться сушеными фруктами, чем делать что-либо противное цветам.
Для любования цветами потребны подходящее место и время.
Не уметь выбрать правильный момент для созерцания и не оказать цветам должного уважения — значит навлечь на себя позор.
Зимними цветами следует любоваться после первого снега, когда небо проясняется после снегопада.
Лучше всего делать это в новолуние, в уединенном домике. Цветы весны лучше всего созерцать при свете солнца,
сидя в прохладный день на террасе величественного дворца. Летние цветы смотрятся всего лучше после дождя,
при свежем ветре, в тени могучего дерева, в бамбуковой роще или на берегу потока.
Цветы осени выглядят прекраснее всего в лучах закатного солнца и в сгущающихся сумерках, близ ступенек крыльца,
на дорожке, поросшей мхом, или под сводом сплетенных лиан.
Если пренебречь погодой и не выбрать правильного места, дух ослабеет и рассеется, и никакие старания уже не помогут
его вернуть. Так происходит с цветами, которые выставляют в постоялых дворах или в домах терпимости.
Вот четырнадцать предметов, благоприятствующих любованию цветами:
Светлое окно.
Подходящая комната.
Древний треножник.
Пейзаж, написанный тушью.
Шум ветра в соснах.
Журчанье ручья.
Вдохновенный поэт.
Монах, сведущий в искусстве чаепития.
Слуга из столицы, умеющий подавать вино.
Гости, которые ценят живопись.
Хорошо подобранный букет распустившихся цветов.
Каллиграфическая надпись, напоминающая о визит друга.
Жаровня, шипящая в ночи.
Изящные сравнения дам с цветами.
Перевод В. В. Малявина
[1] Юань Чжунлан (1568 — 1610) был выходцем из семьи известных ученых и литераторов своего времени,
и достиг высоких постов по службе. Его книга о цветах была написана, по всей видимости, в последние годы XVI в.
Спасибо